- Иеремия
- имя константинопольских патриархов: 1) Иеремия I, трижды занимал вселенский престол (1520 - 1522 г., 1523 - 1537 г., 1537 - 1545 г.). Родился в г. Янине, получил хорошее образование, молодость провел в монастыре, затем был митрополитом в Софии и по смерти патриарха Феолипта был выбран на вселенскую кафедру. Во время паломничества его ко Гробу Господню враги воспользовались его отсутствием, и так как для занятия патриаршего престола нужно было платить султану подать, то они дали больше, чем Иеремия при вступлении своем, и возвели на престол Иоанникия. Но с этим не согласился народ, горячо любивший Иеремию за его доброту и образование. По возвращении из паломничества, народ собрал необходимые средства, и Иер. вновь занял патриаршую кафедру. В это второе патриаршество патриарху удалось отвратить гонение на православных. Турки, воспользовавшись уничтожением во время пожара документа, определяющего право христиан, решили изгнать христианское богослужение из столицы. И. благодаря своему такту сумел отвратить эту грозу, и ему удалось даже получить, взамен уничтоженного, новый документ. В 1537 г. по интригам нескольких лиц И. пришлось покинуть патриаршество, но через несколько месяцев он занял патриарший престол в третий раз и занимал его уже до самой смерти, которая произошла во время путешествия по Молдавии в Тырновской епархии. Кончину его горячо оплакивал и народ, и духовенство, помня его доброту и те труды, которые он понес, защищая и укрепляя православие. 2) Иеремия II Транос, занимал тоже трижды константинопольский престол (1572 - 1579 г., 1580 - 1584 г. 1586 - 1595 г.). Родился в г. Анхиале, молодость провел в монастыре, получив прекрасное образование. Затем был митрополитом в Лариссе и затем уже избран на вселенский патриарший престол. Это был один из замечательнейших константинопольских патриархов. Приняв кафедру в довольно бедственном виде, он своею энергией, умом и справедливостью сумел высоко поднять престиж православной церкви. Строгий и неприхотливый к себе, он все средства обращал на нужды своей епархии и на благолепие храмов. Время первого его патриаршества особенно замечательно его борьбой с латинством и протестантством. К протестантству он вначале относился с благоволением и ожидал, что протестанты могут, путем отказа от некоторых догматов, слиться с православием. Но убедившись в тщете этого из своей переписки с протестантскими богословами Тюбингена, он употребил усилия на охрану православия от них. В 1579 г., оклеветанный врагами перед Портой, он принужден был оставить престол, но уже в 1580 г. по смерти своего заместителя вновь занял кафедру до 1584 г., когда, опять-таки происками врагов, был отправлен в ссылку на о. Родос. Воцарившиеся после этого смуты побудили в третий раз избрать его в патриархи. В это третье свое патриаршество И. особенно много работал над приведением в порядок церкви православной, расшатанной и обедневшей от предшествовавших смут. В это третье его патриаршество собор, собранный в Константинополе, утвердил патриаршество на Руси. Скончался Иеремия в 1595 г., оставив по себе память как о стойком и высокообразованном борце за православие. Из его богословско-литературных трудов осталось несколько сочинений. 3) Иеремия III, дважды занимал патриарший престол (1717 - 1726 г. и в 1733 г.). Родился на о. Патмосе и получил прекрасное образование. Был вначале священником, потом митрополитом в Кесарии Каппадокийской, а в 1717 г. избран на патриарший престол. Приняв патриаршество в то время, когда патриархия крайне обеднела, И. энергично занялся устройством и приведением всех дел в порядок. Человек деятельный, широко просвещенный, он личным примером укреплял духовенство в его трудах на поддержание на должной высоте православия. И труды патриарха не пропали даром, ему не только удалось заплатить долги, лежащие на патриархии, но даже построить патриарший храм и здание патриархии. В целях борьбы с латинством И. был собран собор, отвергший всякое союзничество церкви православной с римской. В 1722 г. И. вместе с другими восточными патриархами утвердил русский Святейший Синод, признав за ним патриаршие права. Широкая, просвещенная деятельность И., однако же, создала ему много врагов. Происками их он был заключен в 1726 г. в Синайский монастырь, откуда лишь в 1733 г. вновь возвратился на патриаршую кафедру, но пробыл всего несколько месяцев, т. к. был поражен апоплексическим ударом. Отказавшись от престола, И. переселился в лавру св. Афанасия на Афоне, где и умер в 1735 г. 4) Иеремия IV (1809 - 1813 г.), родился на острове Крите и хотя не получил систематического образования, но благодаря выдающемуся уму и прекрасному знанию турецкого языка и обычаев скоро занял митрополичью кафедру, сперва христианопольскую, а затем митиленскую. Избранный на патриарший престол, он всецело отдался деятельности защиты православной церкви. Строгий, энергичный, он всюду входил сам и ему, действительно, удалось поднять в глазах иноверных престиж православной церкви на прежнюю былую высоту. Не менее значительны его труды и на распространение просвещения среди народа. Много школ обязано ему своим возникновением. В 1813 г. И. вследствие старости и болезни отказался от престола, удалился в Митилену, где и умер в 1824 году.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.